Сегодня, 8 декабря, отмечается Международный день художника, который был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира».
Живописный Судак в свое время появлялся на полотнах многих известных художников. Наши пейзажи и сейчас продолжают писать современники, которых и в самом нашем городе очень много.
Но сегодня мы хотим вспомнить несколько полотен, посвященных Судаку, известного во всем мире живописца Ивана Константиновича Айвазовского.
В 1856 году Айвазовский пишет романтический морской пейзаж «Утро на морском берегу. Судак» с видом судакских окрестностей.
На картине на переднем плане, у самого моря, художник изображает повозку, запряженную быками, местных жителей в национальных костюмах, лодку, подошедшую к берегу. Пейзаж залит ярким южным солнцем. Под его лучами паруса корабля в бухте кажутся золотыми. Парусники вдали еле различимы в знойном мареве. На лазури спокойного, с легкой рябью моря блестит солнечная дорожка. Вдалеке, справа, в воздушном тумане различимы прибрежные скалы с развалинами древних башен.
В 1867 году Айвазовский пишет новую картину — «Прием императорской семьи в Судаке».
В мае 1867 года супруга Александра II, императрица Мария Александровна, пригласила художника сопровождать ее сына и дочь — великого князя Сергея Александровича и великую княжну Марию Александровну — в поездке в Константинополь. По возвращении из путешествия, продлившегося три недели, члены императорской семьи изъявили желание посетить дом живописца и посмотреть его новые работы.
Сначала августейшие особы с сопровождающими их персонами отправились в Феодосию, где им был оказан пышный прием с роскошным обедом, костюмированными постановками и фейерверками. А царевич, услышав о необычайной красоте виноградников художника в его Судакском имении, расположенном рядом с горой Алчак, пожелал увидеть их на следующий день.
В ночь Айвазовским в Судак были отправлены десятки лошадей и повозок с поварами, коврами, посудой с указанием подготовить праздник для детей императора, задействовав местных танцоров и музыкантов. Местные жители встречали императорскую семью в праздничных нарядах, а их жилища были украшены коврами. Завтрак, сервированный в павильоне сада художника, был организован по обычаю местных татар – на коврах на полу, а стены столовой были задрапированы цветной материей.
Айвазовский, незаметно покинув праздник, успел отправить на императорскую яхту «Тигр» только что написанную им новую картину. Когда Их Высочества вернулись на корабль, чтобы проследовать в Ялту, на стене каюты они к своему удивлению увидели полотно, на котором уже было изображено торжество в Судакской долине по случаю их приезда.
На картине художника — ясный солнечный день, ярко освещены верхушки деревьев. Синее море бликует под лучами небесного светила. В бухте стоит на якоре императорская яхта, на берегу развеваются флаги, местные жители приветствуют высоких гостей. Вдали видны Крепостная гора с руинами древней крепости, гора Сокол и мыс Капчик.
В 1879 году Айвазовский пишет «Вид Судакской бухты», изобразив спокойный морской пейзаж. По светло-голубому небу плывут белоснежные шапки облаков. Горы вдали и изящные корабли в бухте отражаются в спокойных, словно глянцевых морских водах. Легкие волны лениво набегают на берег, оставляя на нем тонкую пенную вязь. На переднем плане художник рисует небольшую рыбацкую лодку, ожидающую выхода в море. Справа – высокие тополя, а рядом – крестьянин среди виноградников, освещенных солнцем.
Айвазовский, у которого в Судаке была дача, мог своими глазами наблюдать стихийное бедствие, которое впоследствии было отражено им в картине «Ливень в Судаке», написанной в 1897 году.
Известно, что художник, имевший в Крыму несколько имений, пасек, садов, овечьих отар, молочных ферм, паровую мельницу, являлся действительным членом Императорского общества сельского хозяйства. Он внес немалый вклад в развитие отрасли и был даже награжден за это.
Мощные потоки воды, образовавшиеся в результате сильнейшего ливня, нанесли значительный урон судакскому имению живописца, пострадала большая часть его стада. О последствиях происшествия Айвазовский позже не раз рассказывал в своих письмах.
На холсте художник изображает разлив реки Судак, образованной слиянием речек Суук-Су и Аджибей. Маловодная большую часть года река, впадающая в море недалеко от мыса Алчак, после таяния снегов в горах и проливных дождей превращалась в неуправляемый бурный поток, сметающий все, что попадалось на пути. На переднем плане Айвазовский рисует стремительные воды, увлекающие за собой арбу с волами и крестьянина, пытающегося удержаться на повозке. Небо заволокли темные тучи, накрывшие собою берег и бухту, в которой пережидает непогоду небольшой корабль. С правой стороны картины небеса и суша словно сливаются друг с другом, но вдалеке над скалистыми мысами, теряющимися во влажном тумане, виден просвет.
По материалам сайта krymkrymkrym.ru