Музей-заповедник «Судакская крепость» и Крымская государственная филармония открыли первую страницу нового проекта, в рамках которого классическая музыка будет звучать в стенах старинной крепости. Министерство культуры Республики Крым в лице министра Арины Новосельской поддержало новшество, и первый премьерный концерт состоялся 15 сентября.
Идея проведения концертов классической музыки в естественных декорациях выдающихся достопримечательностей Крыма принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру камерного оркестра Крымской филармонии Денису Карлову.
Такие концерты проходят во дворике Алупкинского Воронцовского дворца, в Мраморных пещерах, в Массандровском дворце и на развалинах Херсонеса. И вот теперь настала очередь Судакской крепости.
15 сентября с полудня в Судаке шел переменный дождь, прогноз погоды давал маленькую надежду, что вечером случится сухое окошко, и небесная канцелярия позволит концерту состояться. Денис Георгиевич принял решение выступать на барбакане в крепости. Это была его давняя мечта — превратить барбакан в мини концертный зал под открытым небом. Да и опыт выступлений под дождем у него уже имеется — не так давно концерт в парке Массандровского дворца пришлось прервать из-за дождя и перейти во внутреннее помещение.
Дождевая туча кружила над Перчемом. Ветер пытался отогнать её от крепости. Оркестр проводит экспресс-репетицию, настраивая инструменты и приноравливаясь к их звучанию. Зрители занимают места в импровизированном зале на площади барбакана, у привратных башен Джакобо Торселли и Барнабо ди Франки ди Пагано. Съемочная группа «Первого крымского» готовится запечатлеть этот исторический момент во всей его величественности и неожиданной красоте.
Взмах дирижерской палочки — и полились волшебные звуки музыки. Без усилительной аппаратуры звучание оркестра было настолько естественным и органичным, словно резонировало с окружающим пространством, наполняя его новым содержанием. Первые капли начинающего дождя зрителей не испугали (все они пришли подготовленными: в куртках и дождевиках, с зонтами и даже пледами), а вот музыканты сразу заволновались и стали прикрывать свои старинные инструменты.
Дирижер прервал концерт, поклонники классической музыки расходиться не собирались. Выход был найден. Оркестр оперативно переместился под навес у цистерны, а зрители, совершив переход под усиливающимся дождем, расположились вокруг артистов. Такое единение зрительного зала с музыкантами и солистами ещё надо поискать.
Ночь опустилась на Крепостную гору, звезды спрятались за тучами — а музыка звучит под шум дождя. Казалось, это было испытание на верность и стойкость: выдержишь ли ты или поддашься непогоде; отдашь дань классике, вознесешься над бренностью бытия или опустишься к земным и материальным благам.
Ведущий Игорь Мусиенко разряжал обстановку шутками из музыкального мира, читал стихи о Судаке. Солистов: Анну Глушко (сопрано); Динару Хафизову (сопрано); Алексея Зинченко (бас-баритон); Андрея Шергина (труба) — поддерживала мощь старинных башен, чьи очертания просматривались на фоне темного неба.
Специальный гость из Италии, участник «Первого Международного Евразийского фестиваля высокой классики» Артемий Нагий (тенор) словно оживлял историю своим выступлением, взывая к исторической памяти, возвращая к давно минувшему генуэзскому периоду славного града Сурожа.
В программе концерта звучали арии из оперы «Любовный напиток» Доницетти, «Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, а также «Аллелуйя» Моцарта, Симфония № 7 Мендельсона, «Ночь на лысой горе» Мусоргского и другие классические произведения. Зрители аплодировали от души, их энергия передавалась артистам, дирижер аккумулировал эту незабываемую атмосферу. И дождь прекратился, сдался перед настойчивостью музыкантов и великотерпением зрителей, перед общей большой любовью к немеркнущей классике, к её силе, не знающей преград.
Источник: Музей-заповедник «Судакская крепость»